Top.Mail.Ru

Маркировка медицинских изделий: этапы, определение

0 / 5
Эксперт:
Генеральный директор, основатель платформы СКЛАДОЛОГ

Система контроля за оборотом медицинских изделий в России меняется. Введение обязательной маркировки – ключевой шаг для обеспечения безопасности пациентов и прозрачности рынка. С 2025 года правила становятся всеобъемлющими. Рассмотрим их подробнее.

Маркировка медицинских изделий: этапы, определение

Основные цели

Маркировка медицинских изделий призвана решить существующие проблемы: гарантировать подлинность продукции, сократить долю нелегальных и фальсифицированных товаров, повысить эффективность государственного контроля, упростить прослеживаемость товаров от производителя до конечного пользователя, создать единую информационную среду для всех участников оборота.

Действующие правила в 2025 году

С 1 сентября 2025 года маркировка средствами идентификации становится обязательной для всех медицинских изделий, включённых в соответствующий перечень, на всех этапах их оборота в России. Это финальный этап внедрения системы.

Поэтапное введение

С 1 сентября 2023 г.: старт обязательной маркировки для отдельных категорий (из перечня Постановления Правительства № 1556).

Калькулятор онлайн
Посчитайте сколько денег вы теряете на текущих мощностях
Рассчитать результаты внедрения
Маркировка медицинских изделий: этапы, определение
  • 87%
    Маркировка медицинских изделий: этапы, определение
    видят результат в первый месяц
  • 31%
    Маркировка медицинских изделий: этапы, определение
    среднее сокращение издержек
  • 42%
    Маркировка медицинских изделий: этапы, определение
    рост скорости операций
  • 18%
    Маркировка медицинских изделий: этапы, определение
    увеличение оборота
Маркировка медицинских изделий: этапы, определение

С октября 2023 г. по март 2024 г.: расширение перечня маркируемых изделий.

С 1 сентября 2024 г.: маркировка становится обязательной для всех позиций из Перечня № 1556. Одновременно стартует эксперимент по маркировке изделий, не входящих в этот перечень (до 31 августа 2025 г.).

С 1 сентября 2025 г.: завершение эксперимента, полный переход на обязательную маркировку для всех медицинских изделий.

Что нужно маркировать

Нанесение кодов требуется для широкого спектра товаров: от бинтов и тест-полосок до сложной аппаратуры (например, МРТ) и имплантов. Конкретный перечень определяется законодательством (основной – Постановление Правительства № 1556 с дополнениями).

Исключения

Маркировка не требуется для медицинских изделий: 

  • Изготовленных аптечными организациями по рецепту:
  • предназначенных для экспорта;
  • некоторых одноразовых товаров, не требующих регистрации (уточняется по Перечню);
  • ввезённых для личного использования (в установленных пределах).

Товарные остатки

Изделия, произведённые или ввезённые до даты введения для них обязательной маркировки (например, до 1 сентября 2024 г. для своей группы), можно продавать без кодов Data Matrix до 1 сентября 2025 года. После этой даты продажа немаркированных остатков запрещена.

Кто обязан участвовать

Производители (в т.ч. на территории ЕАЭС): наносят коды Data Matrix на упаковку, регистрируют коды в системе “Честный знак”, передают сведения об их нанесении.

Импортёры: регистрируют ввозимые партии в системе маркировки, получают и наносят коды Data Matrix (если не нанесены за рубежом), передают сведения об обороте.

Оптовые компании: принимают, хранят, отгружают только маркированные позиции. Фиксируют все операции с кодами в системе “Честный знак” и УПД.

Систематизируйте работу вашего склада

Скачайте бесплатный набор «10 готовых шаблонов для эффективного учета» и наведите порядок уже сегодня
  • 4 шаблона для ежедневного учета движения товаров, материалов и операций на складе
  • 4 шаблона для анализа состояния, эффективности и стоимости товарных запасов
  • 2 шаблона для стратегического планирования закупок, управления бюджетами и оценки внешних партнеров
Скачать все шаблоны бесплатно в Телеграм Скачать бесплатно
Скачать все шаблоны бесплатно
Скачать все шаблоны бесплатно

Розничные аптеки, магазины: продают только маркированные товары. Обязаны сканировать код при продаже, передавать сведения о выводе из оборота в “Честный знак” и кассовый чек.

Порядок работы в рознице

  1. Приёмка: проверить наличие кода Data Matrix на каждой товарной единице, сверить соответствие с УПД, зарегистрировать приёмку в системе “Честный знак”.
  2. Хранение: обеспечить сохранность кодов маркировки.
  3. Продажа: при отпуске покупателю отсканировать код Data Matrix изделия. Данные о продаже автоматически передаются в “Честный знак” через ОФД и фиксируются в кассовом чеке.
  4. Возврат: принять возвращённое изделие, зарегистрировав операцию возврата в системе.

Требования к коду

Формат: Data Matrix. Содержание: криптохвост (уникальный идентификатор). Место нанесения: на потребительскую упаковку (первичную, не транспортную). Должен быть доступен для сканирования на всех этапах оборота и при продаже. При отсутствии упаковки – на само изделие. Качество: код должен быть чётким, нестираемым, читаемым сканерами.

Маркировка медицинских изделий: этапы, определение

Ответственность за нарушения

Несоблюдение правил влечёт административную ответственность. Для должностных лиц предусмотрены штрафы от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией немаркированной продукции. При повторных нарушениях применяются более строгие санкции вплоть до уголовной ответственности.

Необходимое оборудование

Для работы с маркировкой участникам оборота требуются:

  • 2D-сканеры штрихкодов (для приёмки, продажи).
  • Онлайн-касса, подключённая к ОФД (для передачи данных о продажах).
  • Программное обеспечение (ПО), поддерживающее интеграцию с системой “Честный знак” для регистрации операций приёма, перемещения, списания, возврата. Часто это функции УПД или специализированных систем складского учёта (WMS).
  • Компьютер с доступом в интернет.

Работа с маркетплейсами

Продажа медицинских изделий через онлайн-площадки подчиняется общим правилам. Маркетплейс выступает, как агент, и также обязан работать в государственной системе “Честный знак”. Продавец (поставщик) передаёт маркированные товары на склад, регистрируя эту операцию. Сотрудники маркетплейса при продаже сканируют код, передают данные о выводе из оборота через свою кассу и систему. Чёткая интеграция ПО поставщика и маркетплейса критична для корректного учёта.

Маркировка медицинских изделий: этапы, определение

Подведём итог

Маркировка медицинских изделий – обязательное требование законодательства, призванное обеспечить легальность оборота и защитить потребителей от контрафакта. Она затрагивает всех участников рынка от производителя до аптеки.

Фундамент для работы с маркировкой – эффективный складской учёт. Организовать его без крупных вложений помогает сервис Складолог. Программа берёт на себя рутинные процессы, устраняет ошибки, ускоряет работу сотрудников, предоставляет точные отчёты и аналитику.

Оцени статью

0 / 5

Ответы на популярные вопросы

Какие функции выполняет Складолог?

Система обеспечивает полный цикл складского учёта. Через мобильное приложение на смартфоне можно проводить приёмку, отгрузку, перемещение, списание товаров. Для инвентаризации действует чёткий пошаговый план: сотрудники сканируют QR-код зоны склада, вносят фактическое количество товаров, а система автоматически сверяет “Было” и “Стало”. С помощью программы легко контролировать остатки (система уведомляет, когда товар заканчивается, помогает сформировать автозаказ поставщику по шаблону, создаёт отчёты, аналитику), а также печатать этикетки, ценники, накладные, счета-фактуры, создавать рейтинги продуктивности для сотрудников с балльной системой оценки.

Нужно ли закупать терминалы сбора данных (ТСД)?

Нет, отдельно приобретать специализированные ТСД не требуется. Достаточно установить мобильное приложение Складолога на свой смартфон (Есть версии для Android и iOS). Встроенный сканер штрихкодов и QR-кодов позволяет выполнять все складские операции: приёмку, перемещение, списание, инвентаризацию. Это избавляет от покупки дорогостоящего оборудования и сокращает время обучения сотрудников.

Сколько времени занимает внедрение программы?

Настройка системы под ключ занимает от 2 часов. Специалисты сервиса помогают на всех этапах – от анализа проблем и постановки задач до тестирования и устранения возможных ошибок. Новые пользователи получают бесплатный пробный доступ ко всем функциям на 14 дней, чтобы ознакомиться с программой.

Для каких компаний подходит?

Сервис подходит для автоматизации работы гостиниц, салонов красоты, барбершопов, розничных и оптовых магазинов, производственных предприятий, складов. Отельеры внедряют систему для контроля расходников и настройки автозаказа. Селлеры – для интеграции с маркетплейсами, генерации штрихкодов, контроля остатков. Производственные компании управляют этапами процессов, движением комплектующих, получают отчёты. Магазины и склады автоматизируют учёт, проводят инвентаризации, организуют адресное хранение.

Как с помощью Складолог контролировать запасы?

Контроль запасов строится на строгом учёте каждой позиции и настройке уведомлений. Пользователь задаёт пороговое значение остатка для каждого товара. Когда его количество приближается к этому значению, система отправляет оповещение в мобильное приложение. Своевременное пополнение запасов позволяет избегать дефицита на складе, остановки производства или задержек при доставке заказов.

Подходит ли Складолог для организации адресного хранения?

Да, система позволяет настраивать навигацию по складу через QR-коды, которые размещают на секциях, стеллажах, ячейках. Сотрудник сканирует код и автоматически связывается с нужной локацией, что позволяет контролировать размещение товара и получать уведомления об опустевших ячейках.

С какими системами “дружит” Складолог?

Сервис интегрируется с популярными системами учёта. Готовые коннекторы есть для 1С, МойСклад, Битрикс24. Открытое API позволяет подключить систему к любым другим программам без лимитов на количество запросов.

Возможна ли интеграция с маркетплейсами?

Да, система поддерживает интеграции с онлайн-площадками. Есть готовые решения для работы с Ozon и Wildberries. При подключении остатки товаров синхронизируются. Во время приёмки или отгрузки данные автоматически заносятся в систему, а при сборке заказа товар мгновенно резервируется, не допуская повторного учёта. Благодаря этому ускоряется сборка заказов, минимизируются ошибки.

Есть демо-версия системы?

Да, перед оформлением подписки программу можно протестировать. Всем новым пользователям предоставляется бесплатный пробный период на 14 дней с доступом ко всем функциям Складолога.

Читайте также