Обязательная маркировка велосипедов и рам: условия, этапы

С 1 сентября 2024 года в России действует обязательная маркировка велосипедов. Эта мера введена для повышения прозрачности оборота, борьбы с контрафактом и незаконным ввозом. Для участников рынка – производителей, импортёров, оптовиков и розничных магазинов – соблюдение правил маркировки стало критически важным требованием законодательства.

Основные задачи системы маркировки

Контроль оборота. Государство получает возможность отслеживать путь каждой единицы товара от производства или импорта до конечного потребителя через систему «Честный знак».

Борьба с незаконным товаром. Маркировка затрудняет продажу контрафактной или ввезённой без уплаты необходимых пошлин и налогов продукции.

Защита потребителей. Покупатели могут проверить легальность приобретаемого велосипеда через систему «Честный знак».

Упрощение учётных процессов. Унификация идентификации товаров упрощает инвентаризацию и логистику для бизнеса.

Маркировка в 2025 году

Правила, введённые в 2024 году, продолжают действовать в 2025 году без принципиальных изменений. 

Основные требования:

  • Каждый велосипед должен иметь уникальный код маркировки DataMatrix.
  • Код наносится на раму или на несъёмную табличку (шильдик). Место должно обеспечивать доступность для сканирования и устойчивость к повреждениям при транспортировке и эксплуатации.
  • Все операции (производство/импорт, отгрузка, приёмка, розничная продажа, возврат) фиксируются в национальной системе цифровой маркировки «Честный знак».
  • При продаже конечному потребителю код сканируется на кассе, и информация передаётся в систему, выводя товар из оборота.

Чья ответственность?

Производители (российские компании) обязаны маркировать велосипеды при их изготовлении и вводить в оборот через систему «Честный знак».

Импортёры обязаны маркировать велосипеды, ввозимые на территорию ЕАЭС, до их выпуска в свободное обращение на территории России. Маркировка наносится до подачи таможенной декларации.

Оптовые и розничные продавцы не наносят коды самостоятельно, но обязаны: принимать в оборот только маркированные велосипеды (проверять код при приёмке), фиксировать все перемещения товара (приёмка, хранение, отгрузка) в системе «Честный знак» через ЭДО или личный кабинет оператора фискальных данных (ОФД), регистрировать факт розничной продажи с обязательным сканированием DataMatrix-кода на онлайн-кассе.

Какие товары подлежат маркировке

Обязательной маркировке подлежат все велосипеды (код ТН ВЭД ЕАЭС 8712 00), за исключением:

  • Ввезённых физическими лицами для личного пользования.
  • Детских велосипедов с высотой седла до 635 мм (колёса до 16 дюймов).
  • Велосипедов, ввезённых до даты начала обязательной маркировки (1 сентября 2024 г.), при условии, что на них оформлены все необходимые таможенные документы, и они уже находились в обороте.

Основные шаги при розничной продаже

  1. При получении товара от поставщика отсканируйте DataMatrix-код каждого велосипеда. Зафиксируйте приёмку в системе «Честный знак» (обычно через учётную систему или личный кабинет ОФД).
  2. Во время хранения следите за тем, чтобы коды оставались читаемыми.
  3. При продаже: отсканируйте DataMatrix-код сканером 2D, данные кода автоматически передаются в фискальный накопитель онлайн-кассы, касса формирует кассовый чек, который содержит уникальный код маркировки, информация о продаже передаётся в систему «Честный знак» через ОФД, выводя товар из оборота.
  4. Если покупатель вернул велосипед, зафиксируйте возврат в системе «Честный знак».

Необходимое оборудование

Для работы с маркированными велосипедами розничному продавцу требуется:

Онлайн-касса (ККТ), зарегистрированная в ФНС и поддерживающая передачу кодов маркировки (проверьте актуальность версии ФФД – требуется ФФД 1.2).

2D-сканер штрихкодов, способный считывать коды DataMatrix. Это обязательное устройство для кассира.

Совместимая учётная система (ПО). Программа для склада должна поддерживать работу с маркировкой: регистрацию приёмки, инвентаризацию, списание, передачу кодов на кассу при продаже. Система должна быть интегрирована с «Честным знаком» напрямую или через ОФД.

Требования к коду маркировки

Код DataMatrix, наносимый на велосипед, должен соответствовать установленным стандартам: содержать идентификационный код товара (GTIN), уникальный серийный номер, наноситься качественно для надёжного считывания сканером на всех этапах оборота. Его минимальный физический размер – 15×15 мм. Расположение – на раме или несъёмном шильдике, в доступном для сканирования месте.

Ответственность за нарушения

Несоблюдение правил маркировки влечёт административную ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ.

Продажа немаркированного товара: штраф для ИП – 10 000 р.; для должностных лиц – 10 000-20 000 р.; для юрлиц – 100 000-300 000 р. Возможна конфискация товара.

Непередача сведений в систему «Честный знак»: штраф для ИП – 5 000-10 000 р.; для должностных лиц – 10 000-20 000 р.; для юрлиц – 50 000-300 000 р.

Несоблюдение порядка приёмки/хранения/продажи: штраф для ИП – 5 000-10 000 р.; для должностных лиц – 10 000-20 000 р.; для юрлиц – 50 000-300 000 р.
Рекомендации для розничных продавцов
Выбирая поставщиков, убедитесь, что они являются легальными участниками оборота. Не принимайте немаркированные велосипеды – это прямой риск штрафа или конфискации.
Обучите персонал. Кассиры и кладовщики должны понимать важность сканирования кодов при приёмке и продаже.

Контролируйте остатки. Проводите инвентаризацию с использованием сканера, сверяя физическое наличие с данными в системе «Честный знак» и вашей учётной системе.

Следите за целостностью кода. Повреждённый код может привести к проблемам при продаже и проверках.

Подведём итог

Маркировка велосипедов – обязательная процедура для всех участников рынка. Соблюдение правил позволяет вести легальный бизнес, избегать штрафов, конфискации товара. Понимание процесса, наличие правильного оборудования и внимательное отношение к документообороту в системе «Честный знак» – ключ к успешной работе.

Сервис Складолог помогает розничным и оптовым компаниям эффективно управлять запасами маркированных товаров, включая велосипеды. Он обеспечивает строгий учёт каждой единицы, автоматизирует процессы приёмки, перемещения, продажи, что существенно снижает риски ошибок и нарушений законодательства.