Обязательная маркировка бакалеи в 2025 году: что нужно знать

С 1 мая 2025 года стартовала обязательная маркировка снеков. С 1 июля к ним добавятся специи, соусы и готовые супы. Теперь участникам оборота нужно наносить на товары коды маркировки. Мы изучили новые правила – кратко рассказали о них в статье.

Почему вводят маркировку

Из-за внешних санкций в России увеличилось число нелегальных товаров, подделок и продуктов с нарушением качества. Особенно заметно это в сфере торговли бакалеей: статистика ВШЭ показывает 30% нелегального оборота.

  • Многие бакалейные товары содержат красители, консерванты, сахарозаменители. Недобросовестные производители заменяют сырьё дешёвыми, некачественными, иногда опасными аналогами. Роскачество выявило кадмий и мышьяк в чипсах пяти марок. Один производитель превысил допустимый уровень в 6 и 17,4 раза.
  • Маркировка бакалеи должна снизить объём некачественных товаров и теневого оборота. По данным ЦРПТ, 20% производителей и импортеров бакалеи уже маркируют другие группы, например, безалкогольные напитки или консервы. Им внедрить маркировку будет проще.

Эксперимент завершился 28 февраля 2025 года. С 1 марта участники регистрируются в «Честном знаке».

Сроки маркировки бакалеи

Сроки установлены Постановлением Правительства РФ №1682. Регистрация в «Честном знаке» обязательна для всех участников оборота с 1 марта 2025 года.

  • С 1 мая 2025 года производители и импортёры маркируют снеки. К снекам относят чипсы, начос, сухари/сухарики, гренки, кукурузные палочки, хлебцы, попкорн.
  • С 1 июля 2025 года маркируют специи, некоторые соусы и суповые заготовки. Немаркированные остатки разрешено продавать до окончания срока годности.
  • С 1 сентября 2026 года начнётся этап введения электронного документооборота и вывода из оборота. Участники передают сведения в «Честный знак» в объёмно-сортовом учёте. Указывают количество товара и GTIN в УПД и при выводе из оборота по причинам, не связанным с реализацией.
  • С 1 декабря 2027 года стартует поэкземплярный учёт для товаров, произведённых с этой даты. В УПД и документах вывода из оборота вписывают коды маркировки каждой единицы. Данные о продукции, произведённой до 1 декабря 2027 года, передают по ОСУ.

Какие товары нужно маркировать

Снеки:

Готовые пищевые продукты, полученные вздуванием или обжариванием зерна злаков (включая продукты из кукурузы и риса), хрустящие хлебцы, сухари, прочие экструдированные или вытянутые острые или солёные продукты, прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, картофель нарезанный тонкими ломтиками, обжаренный или подсушенный, в герметичной упаковке.

Специи, соусы, суповые заготовки:

Сушёные овощи (целые или обработанные), перец, ваниль, корица, гвоздика, мускатный орех, мацис, кардамон, семена аниса, бадьяна, фенхеля, кориандра, тмина, ягоды можжевельника, имбирь, шафран, куркума, тимьян, лавровый лист, карри, прочие пряности, растения, используемые в парфюмерии или фармации (если это пищевая продукция), продукты для соусов, готовые соусы, горчичный порошок, готовая горчица, супы, бульоны готовые и заготовки для них, уксус и его заменители.

Что можно не маркировать

Панировочные сухари, сдобные пшеничные сухари, продукты зерновые для завтрака, соусы и готовую горчицу массой нетто 30 граммов и менее, перец и прочие пряности массой 1 грамм и менее, прессованные в брикеты супы, бульоны и их заготовки массой 10 граммов и менее, товары, упакованные в розничном магазине в присутствии потребителя, товары на экспорт за пределы ЕАЭС (если экспортирует производитель), рекламные и маркетинговые образцы не для продажи, товары по сделкам с государственной тайной, товары по закупкам 44-ФЗ или 223-ФЗ при транспортировке участником сделки по РФ.

Какие форм-факторы маркируют

Код Data Matrix наносят на потребительскую упаковку товара – пакеты, коробки, банки, бутылки, дой-паки, любую упаковку, поступающую в розничную продажу

Транспортную упаковку маркировать не нужно. Исключение – если она может продаваться конечному потребителю, например, на маркетплейсе.

Некоторые упаковки имеют скользящую или гибкую поверхность, например, дой-паки. На них этикетка с кодом может плохо держаться. Производителям и импортёрам нужно заранее выбрать надёжный способ нанесения кода – он не должен отпадать или повреждаться.

Штрафы за нарушения маркировки

Оборот бакалеи без маркировки грозит санкциями:

  • Должностным лицам: штраф 5 000 – 10 000 руб. плюс конфискация.
  • Юридическим лицам: штраф 50 000 – 300 000 руб. плюс конфискация.
  • В особо крупных размерах: штраф 200 000 – 500 000 руб., либо лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн рублей с конфискацией.

Отсутствие регистрации в системе маркировки наказывается: 

  • Должностным лицам: предупреждение или штраф 1 000 – 10 000 руб.
  • Юридическим лицам: штраф 50 000 – 100 000 руб.

Как подготовиться участникам оборота

Подготовка к маркировке требует времени. Производителям и импортёрам бакалеи необходимо:

  • Получить электронную подпись для регистрации в «Честном знаке»
  • Определить способ нанесения кодов на товары. Он зависит от типа упаковки и объёмов производства.
  • Купить оборудование. Минимальный набор: принтер этикеток и 2D-сканер. При больших объёмах нужно промышленное оборудование.
  • Подобрать ПО или сервис для автоматизации работы с маркировкой. Решение должно работать с «Честным знаком». Желательна интеграция с учётной системой.

Читать еще:

Софты для склада обзор доступных решений и будущие перспективы

Какую программу управления складом выбрать

Зачем автоматизировать управление остатками на Wildberries

Обязательная маркировка парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии